Гармония

Главная >> Буквенно-цифровое обозначение аккордов
Буквенно-цифровое обозначение аккордов

Гармония джаза основывается на европейской функциональной системе. Мажоро-минорный лад остается в джазе той основой, на которой зиждется джазовая гармония.
Каждый джазовый музыкант должен четко знать гармонические обозначения. Для обозначения аккордов употребляются буквы, цифры и знаки. В пособии используются также ступеневые обозначения аккордов, записанные римскими цифрами.
Большие буквы латинского алфавита означают:
1. Мажорное трезвучие, построенное от данного звука, например:

2. Основной тон (приму) аккорда, если буква употребляется с цифрой или значком, например:


Малая буква т рядом с большой буквой означает, что аккорд минорный, например:


Добавленное к большой букве сокращенное слово maj или M (major — англ. — мажорный) означает, что к мажорному трезвучию прибавляется большая септима.


Сокращенное слово dim (diminish — англ. — уменьшать) означает, что септаккорд уменьшенный:


Цифры означают:

7 — малую септиму, прибавленную к мажорному или минорному трезвучию:


9 без maj— прибавленную большую нону, причем автоматически участвует и малая септима:

Сочетание maj 9 означает прибавленную к большому мажорному септаккорду большую нону:

Цифра 6 означает прибавленную к мажорному или минорному трезвучию большую сексту, 9 6 — прибавленные большую сексту (вместо септимы) и большую нону.

Цифра 11 означает прибавленные к мажорному или минорному трезвучию малую септиму, большую иону и чистую ундециму:

Цифраи 13 — прибавленные к трезвучию малую септиму, большую нону, чистую ундециму и большую терцдециму:*

Знаки b и #, проставленные справа от буквы, означают понижение или повышение на полтона всего аккорда.
Знаки b или # рядом с цифрой означают соответственно пониженную или повышенную квинту, септиму, нону, ундециму или терцдециму: С7 (#5)-
Бемоли и диезы перед цифрами могут заменяться знаками — или +:


Знак + рядом с буквой (без цифры) означает увеличенное трезвучие:**


Знак + рядом с буквой и цифрой может означать повышенную квинту.



* Терцдецимаккорд (особенно мажорный) чаще употребляется с пропущенной или повышенной ундецимой.
** Увеличенное трезвучие иногда обозначается aug [от augment (англ.) —увеличивать].
Все цифры, альтерации и знаки , написанные после первого значка и цифры, берутся в
скобки, например: С13(+9-5)
В английском языке нет H — си, а есть B— си. Поэтому си-бемоль будет обозначаться Вb, а си — В.
Итак, в § 1 мы уточнили следующее: Большую сексту можно прибавлять к мажорному, минорному и уменьшенному трезвучию; малую и большую септиму и большую нону к мажорному, минорному, уменьшенному и увеличенному трезвучиям; малую нону — к малому мажорному септаккорду; чистую ундециму — к малому мажорному и минорному септаккорду или нонаккорду; большую терцдеци-му — к чистому и увеличенному ундецимаккорду, к септ- и нонаккорду:

maj — относится всегда только к септиме;
m — относится всегда только к терции;
+ —относится всегда только к квинте (если нет цифр);***
— —относится всегда только к квинте (если нет цифр).****

* Знаки X и bb малоупотребительны в джазовой литературе, поэтому отсюда и далее в аналогичных случаях вместо си-дубль-бемоля, теоретически более верного, будем писать ля.
** Add (англ.) — прибавлять.
*** Часто знак + ставится после цифры и также обозначает повышенную квинту.
**** В последнее время в некоторых изданиях знак — употребляется по отношению к терции.

 

Комментарии  

 
+7 #1 Дмитрий 2012-02-28 14:58 отличный ресурс, но ни одной иллюстации не отображается! очень надеюсь, этот косяк будет исправлен… Цитировать
 

Добавить комментарий

Выскажите свое мнение о прочитанной статье. Положительные (это приятно будет автору) и критические (пожелания будут учтены при дальнейшем публиковании статей).
Здесь можно рассказать о не работающей ссылке или проблемах связанных со скачиванием.


Защитный код
Обновить